Новые правила проведения капитального ремонта многоквартирных домов

Закон Пермского Края "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края"
Закон ПК О системе капитального ремонта
Adobe Acrobat Document 387.7 KB

Как это делается в других регионах.

Самара

Волгоград

Удмуртия

Пермь 

В Прикамье рассчитали тариф за капитальный ремонт

На ноябрьском заседании Заксобрания Пермского края депутаты рассмотрят внесенный правительством региона проект закона "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Пермского края".

Если законопроект будет рассмотрен в ноябре в первом чтении, а в декабре - во втором, новые квитанции на оплату капремонта общего имущества в многоквартирных домах жители края получат уже в апреле 2014 года.

Право выбора

Закон предусматривает создание специального Фонда капремонта в многоквартирных домах, который станет региональным оператором по проведению капремонта с 2014 года. Фонд будет собирать средства граждан, хранить их на спецсчетах, участвовать в создании региональной программы капремонта, проводить конкурсы и контролировать работы. Расходы на деятельность фонда в 2013-2014 году, в соответствии со сметными расчетами, составят 232,8 миллиона рублей. А в штате министерства ЖКХ появятся 12 новых штатных единиц.

Горожанам - собственникам жилых помещений предстоит платить за капремонты многоквартирных домов из расчета занимаемых квадратных метров жилплощади. Сейчас краевое министерство энергетики и ЖКХ предлагает сумму от 3,5 до 6,1 рублей на 1 кв. м - в зависимости от благоустройства дома, этажности и степени износа. Эти цифры выведены на основе федеральной методики. Таким образом, при средней площади квартиры 50 квадратных метров и тарифе 6,1 рубля сумма общая платежа составит 305 рублей в месяц. В то же время, согласно проекту закона, от уплаты взносов освобождаются собственники аварийных и подлежащих сносу домов.

Предусматривается два варианта, куда будут перечисляться деньги, собранные с собственников жилья на капремонт. ТСЖ, по закону, будут обладать правом открыть свой специальный счет. Выбор в таком случае предстоит сделать на общем собрании жильцов. А вот жители домов, обслуживаемых управляющими компаниями, смогут аккумулировать денежные средства только на счетах у регионального оператора. Эти деньги должны сохраняться на накопительных счетах до предстоящего ремонта. Если собственники какого-то конкретного дома не доверяют своей УК, то у них только один способ отказаться от перечисления денег в общий котел - организовать ТСЖ.

Выбор собственникам предстоит сделать поистине исторический. Ведь речь идет о колоссальных денежных суммах. По данным Пермьстата, общая площадь жилого фонда в Прикамье - 58 миллионов квадратных метров. И если все без исключения жители решат платить в региональный фонд капремонта 6,1 рубля за "квадрат", то за год на его счетах накопится 4,3 миллиарда рублей. При размещении этой суммы на депозите в банке условно под 9% годовых прибыль может составить более 385 миллионов рублей. Так что вопрос, кому доверить деньги на капремонт, - далеко не праздный.

Ремонт в порядке очереди

По предположению председателя ТСЖ "Восстания, 13" Александра Кукушкина, после передачи денег в региональный фонд могут возникнуть сложности в их получении.

- Мы отдаем свои средства опять непонятно куда, а потом, как обычно, проблемой будет их оттуда взять, - считает Кукушкин. - Мы сейчас в своем доме проводим ремонт. Но раньше в течение пяти лет подавали заявку - и пять лет нам отказывали. Поэтому к передаче денег в региональный фонд я, если честно, отношусь негативно. Если наше ТСЖ создаст свой накопительный счет, ремонты удастся планировать долгосрочно.

С ним соглашается и председатель ТСЖ "Орфей" Елена Кнурова.

- Если деньги будут сосредоточены в региональном фонде, то останется понятие "очередь",- считает она. - Если же деньги будут сосредоточены в ТСЖ, решение о предстоящем или необходимом ремонте будет в руках жильцов.

В краевом министерстве ЖКХ на эти сомнения отвечают, что ранжировать жилые дома - какой отремонтируют раньше, а какой позже, - будут муниципалитеты. И главный принцип для определения номера в очереди - год постройки. То есть если два дома наберут приблизительно равное число условных баллов, то предпочтение отдадут более старому. Также выше в списке окажутся дома, в которых после приватизации еще не было капремонта.

Получив списки очередности от муниципалитетов, министерство ЖКХ края совместно с региональным оператором создает общую региональную программу капремонта жилья. Утвердить ее предполагается в ноябре.

Фонд ожидания

Председатель ТСЖ "Макаренко, 6" Полина Шавшукова полагает, что собранные деньги страшно хранить как в региональном фонде, так и при ТСЖ. - Страшно и там, и там: когда они хранятся у государства, то этими деньгами государство может попытаться заткнуть дыры в бюджете, - поясняет Шавшукова. - Когда же деньги в фонде при ТСЖ, могут появиться желающие поживиться ими. Жильцы готовы платить за устранение проблем, которые есть на данный момент, и с этим трудностей не возникает. Мы озвучиваем предстоящие траты на общем собрании жильцов, и они платят. Но люди опасаются отдавать деньги на ремонт, когда еще не известно, на что конкретно предстоит их потратить.

По мнению президента НП "Ассоциация управляющих компаний" Елены Котовой, капитальный ремонт - это, прежде всего, вопрос собственников. - Собственники могут провести собрание о выборе способа накопления - то есть, по сути, принять решение о создании ТСЖ, - считает Котова. - Для тех, кто не хочет создавать ТСЖ, существующие правила предусматривают только один вариант: за них все решит региональная власть. Она включит такие дома в программу капитального ремонта, где главным критерием отбора будет год постройки.

- Региональный фонд - это гарантия использования денег по назначению, - уверяет министр энергетики и ЖКХ Пермского края Александр Фенев. - Людям выгоднее будет работать с региональным оператором, поскольку тот сможет привлекать кредитные ресурсы. А это позволит необходимые работы выполнять в кратчайшие сроки. Все платежи граждан пойдут исключительно на капремонт, а сам фонд будет содержаться за счет регионального бюджета.

Для каждого дома региональный оператор создаст отдельный лицевой счет. Для обеспечения полной прозрачности расходования финансов предусмотрен мониторинг средств как жителями, так и надзорными органами. По запросу собственников жилья будет предоставляться развернутая справка о поступлении денег, расходе и задолженности. В случае признания дома аварийным ранее уплаченные на капремонт средства будут возвращаться жителям.

Тем не менее есть несколько вопросов, остающихся по сей день без ответа. Например, человек сдавал деньги на капремонт долгие годы, а потом переехал - кто их ему вернет? И почему жители только что введенной в эксплуатацию новостройки не могут принять решение об отказе от сбора средств на капремонт лет на 10-15, ограничившись лишь сборами на текущий ремонт?

Золотая середина

Вопрос о тарифе на капремонт - самый острый. Экономически обоснованной суммой специалисты министерства ЖКХ считают 10-15 рублей за квадратный метр. Сумма же в 6 рублей является адекватной, когда речь идет о более-менее новых домах.

- Сумма в шесть рублей, считаю, реальная для 190-квартирного дома, если собственники добросовестно относятся к своему имуществу, - считает председатель ТСЖ "Восстания, 13" Александр Кукушкин. - Если дом новый - можно даже ниже, если старый - нужно повысить.

- Я считаю, что сумма 6 рублей 10 копеек и так немаленькая - она достаточно большая, - полагает и председатель ТСЖ "Орфей" Елена Кнуровна. - Но все-таки стоимость капремонта зависит от состояния дома, и лично мы могли бы обойтись меньшей суммой.

В любом случае, еще "на берегу" жильцам и управляющей компании необходимо будет определиться со сложностью предстоящего ремонта и просчитать его стоимость. И все расчеты должны быть абсолютно прозрачными.

- Реальную сумму определить очень сложно, - говорит председатель ТСЖ "Макаренко, 6" Полина Шавшукова. - Вот, например, лифты - они могут работать достаточно долго, а могут и неожиданно сломаться.

- Реальная сумма определяется, прежде всего, на основе акта технической экспертизы дома, - поясняет президент в НП "Ассоциации управляющих компаний" Елена Котова. - Только этот документ покажет, в каких капитальных работах нуждается какой-то конкретный дом. Исходя из этого перечня необходимых работ высчитывается их стоимость. По итогам проведения капремонта в течение нескольких лет мы провели анализ и подсчитали, что средняя цена комплексного капитального ремонта пятиэтажки - 45 рублей с квадратного метра в месяц. Этот расчет сделан на основе реальных рыночных цен на работы и материалы. В этом случае мы говорим о периоде сбора средств на протяжении 15 лет.

Максим Ишматов

мнение

Дмитрий Немцов, заместитель министра энергетики и ЖКХ Пермского края:

– Новая программа предусматривает не комплексный капитальный ремонт в каждом жилом доме, а по отдельным элементам в доме. То есть деньги будут выделяться на отдельные первоочередные виды работ. Это наиболее целесообразно. За тридцать лет каждый многоквартирный дом будет включен в программу капремонта несколько раз. Основное внимание будет уделено ремонтам, которые влияют на безопасность проживания. Это, в первую очередь, состояние несущих конструкций, лифтов, кровли. Наша задача - привести дома в соответствие с требованиями и нормами безопасности. Мы поставили задачу муниципалитетам именно по этому принципу ранжировать дома.

Работы, которые будут выполняться за счет фонда капремонта:

- ремонт внутридомовых инженерных систем;

- ремонт и замена лифтов;

- ремонт крыши;

- ремонт подвальных помещений;

- утепление и ремонт фасадов;

- установка общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов;

- ремонт фундаментов.
08 ноября 2013 г.

Капитальный ремонт домов в Пермском крае: с 2014 года – за свой счет

В Пермском крае создается Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Сюда, как в копилку, жильцы будут складывать деньги на обновление своих зданий. Впрочем, собственники квартир могут и отделиться от государства в этом плане.

Прежде деньги на капитальный ремонт домов шли из городской и краевой казны, а также Фонда содействия реформированию ЖКХ. Собственники квартир оплачивали лишь 5% затрат. Всего в Прикамье за пять лет капитально отремонтировали около 2,5 тысячи домов на сумму 5,5 млрд руб. С 2014 года федеральный фонд будет финансировать в основном переселение из ветхого и аварийного жилья. А копить деньги на капремонт остального жилья должны собственники – согласно 271-ФЗ.

О том, как будет действовать система, рассказал заместитель министра энергетики и ЖКХ Пермского края Дмитрий Немцов.

– Чем принципиально отличается новая система?

– Тем, что финансовую основу фонда – до 70% – будут составлять взносы собственников. Остальные 30% – деньги из федерального, краевого и муниципального бюджетов. Это пока примерное соотношение. Если на 2014 год федеральный центр еще выделяет Пермскому краю порядка 135 млн руб., то в 2015 году сумма ориентировочно уменьшится вдвое – до 75 млн руб. Что дальше – неизвестно. Так или иначе, рассчитывать прикамцам стоит на свои накопления. В крае создается государственный оператор, у которого не будет ни посредников, ни филиалов. Он будет контролировать и управлять деньгами напрямую, чтобы обеспечить максимальную прозрачность процесса. Содержание аппарата заложено в региональный бюджет, платежи граждан пойдут только на капремонт.

– Платить будут все. А по какому принципу дома попадут в программу?

– Программа рассчитана пока на 30 лет – до 2043 года. Но в идеале, конечно, это должна быть пожизненная система. Схема такая: муниципалитеты на местах проводят инвентаризацию всех домов, составляют списки и пишут адресные программы, которые объединяются в одну региональную. Туда войдут все дома Прикамья – порядка 60 тыс., общей площадью 42 млн кв. м. И каждый дом будет отремонтирован. Многие за этот срок успеют войти в программу дважды: например, по лифтам сроки замены каждые 15 лет. И значит там, где они есть, – должны быть обновлены за 30 лет дважды. У 64% пермских домов истек срок нормативной эксплуатации. Но и новостройки через 15-20 лет также будут нуждаться в капитальном ремонте. Новая система позволит обеспечить накопление средств как для новых домов, так и для старых.

– Кто и как определяет очередность ремонтов?

– Проранжировать дома по степени изношенности – задача муниципалитетов на основании постановления правительства РФ № 1468 о техническом мониторинге домов. Причем в каждом городе будут свои критерии для оценки. Муниципалитеты должны работать в тесной связке с жителями, чтобы не было обид. Вообще, собственники станут играть важную роль: без них невозможно будет ни составить смету, ни принять выполненные работы. Надо чтобы это делал не человек из администрации, а жители во главе со старшим по дому. И тогда крыша прослужит не 5 лет, а 20. Мониторинг еще идет – самые активные Пермский, Добрянский, Кунгурский районы, Пермь. Остальные муниципалитеты только-только входят в процесс. Полный региональный список должен быть создан к 1 октября 2013 года.

– А как жители могут влиять на ход ремонта?

– Придет извещение, что ваш дом на очереди – за полгода до ремонта. И как раз за это время жителям надо будет с местной администрацией еще раз посмотреть список работ, их стоимость и так далее.

– Где можно будет узнать очередность?

– Перечень всех домов, дата, год капремонта и какие виды работ планируются, можно будет увидеть на сайте регионального Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Также сейчас создается краевая ГИС ЖКХ. Туда тоже внесут данные: сколько денег на счету дома, какие работы надо сделать, сметы, сроки. Но информацию можно будет смотреть только по своему дому.

– Как будет организован контроль за деньгами собственников?

– На каждый дом будет открыт свой счет в банке и также на каждого собственника жилья – порядка 900 тыс. лицевых счетов. Жильцы могут в любой момент запросить информацию, и региональный оператор обязан в течение пяти дней предоставить полный финансовый отчет. Безусловно, мы будем использовать перекрестное финансирование. Поясню: первые дома, по которым пройдут работы, накопить на ремонт еще не успеют. Для них мы заберем деньги с других домов. Плюс, по необходимости, привлечем кредиты. Постепенно отремонтированные дома станут отдавать образовавшийся долг – и когда очередь дойдет до следующих зданий, по ним необходимые средства также будут накоплены. Это гарантировано государством. По перекрестной системе разрешено отдавать на ремонты только 70% средств фонда. А 30% – это вообще резерв, неприкосновенный запас.

– Каким будет ежемесячный тариф за капитальный ремонт в Прикамье?

– От 3,5 до 6,1 руб. за 1 кв. м в зависимости от изношенности дома, его благоустроенности. В среднем тариф – 5 руб. за 1 кв. м. Аварийные дома, нуждающиеся в сносе или реконструкции, исключены – их жителям платить не придется. Сейчас на рассмотрение внесено два варианта тарификации: по подробной таблице, где ранжирован практически каждый дом или по группам: 1-4-этажные дома, 5-9-этажные и выше. Точнее с системой определимся к октябрю. Понятно, что в домах, наиболее требующих ремонта, живут не самые обеспеченные слои. Поэтому рассматриваем возможность субсидирования.

На самом деле, во многих субъектах РФ давно были созданы подобные резервы. В Башкирии, например, установлен тариф на капремонт 5,5 руб. за 1 кв. м – там для всех равная планка. В Свердловской области дифференцированный, в среднем 7-9 руб. за 1 кв. м. Эта система у соседей функционирует успешно. Мы были поражены, когда увидели, что город на 100 тыс. человек ежегодно делает капремонт на 200 млн руб. Я хочу заметить, что изначально будут установлены минимальные ставки – планка, меньше которой платить нельзя. При желании жители могут договориться на общем собрании и вносить больше – чтобы, когда дойдет очередь, сделать больше работ. Ну, или сразу после ремонта забрать остаток, поделить между жильцами и вновь копить с нуля на следующий ремонт. Откровенно говоря, чтобы решать проблемы жилищного фонда в Прикамье максимально эффективно, вообще надо собирать по 19 руб. за 1 кв. м.

– Когда стоит ждать новой строчки «капремонт» в квитанции?

– Никогда. Это будет отдельная квитанция. Так как мы не используем посредников. Если эти деньги будут проходить еще через счета управляющих компаний, государство не сможет ими оперировать. Вообще, участие УК в системе сведено к минимуму – они имеют отношение к техническому мониторингу зданий и конечной приемке работ. Но к деньгам – никакого. Здесь государство объявило тотальный контроль. Первые квитанции ждите в январе 2014 года. Работа с должниками также возложена на фонд.

– А как будут ежемесячно доставлять квитанции в отдаленные территории края, скажем, в Чайковский или Ныроб?

– Это самая сложная задача. Ни один коммунальный оператор в крае не приносит в каждый дом свои квитанции. Даже электроэнергетики, там есть другие поставщики. Мы подсчитали: дешевле всего выходит доставка курьером: в четыре раза, чем почтой. Если к этому прибавить затраты на подготовку платежек, печать и доставку, формирование инфобазы по лицевым счетам, услуги банков – то в месяц это будет стоить более 1,9 млн руб., а в год – 23 млн. Деньги региональный оператор будет получать отдельно, из краевого бюджета. Но получается очень дорого.

– А если жители не хотят сдавать деньги в общий фонд? Есть другие варианты накопить на капремонт?

– Да, ТСЖ и ЖСК имеют право открыть отдельный спецсчет. Для этого нужно со дня опубликования адресной региональной программы по капремонту (ориентировочно осенью) в течение двух месяцев решить на общем собрании собственников дома, что вы хотите иметь счет, не связанный с фондом. После этого следует подать сведения в свой муниципалитет, в департамент ЖКХ. Если же никакого решения по отдельному счету не принято – дом автоматически будет включен в общую систему. Тарифы в «автономной» системе будут не ниже планки, установленной для вашего дома региональным постановлением. Но можно собирать и больше.

– В чем преимущества и недостатки отдельного счета?

– Плюс в том, что деньги всегда под рукой. Жильцы сами решают, когда пора дом отремонтировать и на что тратить средства. Со стороны государства контроль за состоянием дома остается только в виде мониторинга Инспекции госжилнадзора Пермского края. В этом и основной минус – никаких госгарантий.

Региональному оператору легче привлечь банковские средства, чем отдельно взятому ТСЖ. Так, в следующем году мы планируем взять кредит, чтобы провести внушительный объем работ и продемонстрировать жителям эффективность фонда. Чтобы людям было очевидно, за что они платят. Так вот, если приводить примерные расчеты (все цифры еще должно согласовать Законодательное Собрание Пермского края), то мы видим пять источников финансирования в 2013 году. Первый – средства самих жильцов. При пессимистичном сценарии (50% собираемости по самому низкому тарифу 3,5 руб. за 1 кв. м) – 667,2 млн руб. Второй – пока еще достаточное федеральное софинансирование – 135,2 млн руб. Третий – региональная казна – 191,8 млн руб., четвертый – местный бюджет – 109,8 млн руб. Всего на ремонт требуется 1670,1 млн руб. Выходит, нужен кредит на 566,1 млн руб. Конечно, этот вопрос обсуждается щепетильно: кредитные ставки надо минимизировать.

– Что будут ремонтировать в рамках программы?

– Фундамент, фасад, кровлю, лифт, внутреннюю инженерную инфраструктуру, оснащение приборами учета и так далее.

– Насколько, по-вашему, оживится рынок стройматериалов и вообще строительно-ремонтных компаний?

– Существенно. Если последние два года на капитальный ремонт домов в крае расходовалось по 500 млн руб., то к 2015 году вливаний будет в два-четыре раза больше – до 2 млрд руб. ежегодно. Отбирать подрядчиков и контролировать качество работы будет сам фонд с помощью муниципалитетов. Конкурсная процедура еще не определена на федеральном уровне.

– На какой стадии сегодня создание регионального фонда?

– Сейчас регулируется его устав. Мы посчитали, чтобы работать с объемом бюджета 1-2 млрд руб. в год, потребуется 200 сотрудников. Штатных будет около 70. Часть функций выведем на аутсорсинг.

Новые правила проведения капитального ремонта многоквартирных домов

 

ЖКХ

24.04.2013 08:12

   На вопросы отвечает директор департамента жилищно-коммунального комплекса Ярославской области Алексей Андронов. 

 

   1. Каков порядок формирования фонда капитального ремонта?

Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:

   1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет. Специальный счет может быть открыт в российских кредитных организациях, величина собственных средств (капитала) которых составляет не менее чем двадцать миллиардов рублей.

   Владельцем специального счета может быть:

• товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом либо осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив;

• региональный оператор, если он выбран собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве владельца специального счета.

   2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора. Средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается. Средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора.

   2.  Каков  порядок  организации  системы  капитального  ремонта МКД?

В течение 2013 года субъектам РФ предстоит разработать и принять долгосрочные адресные программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и краткосрочные (трехлетние) планы реализации программ. Указанные программы и планы, по сути, будут представлять из себя перечень всех многоквартирных домов Ярославкой области, выстроенный в порядке определенной очередности. Этому предшествует огромная техническая и нормотворческая работа, - во исполнение федерального жилищного законодательства необходимо разработать и принять более 20 нормативных актов Ярославской области (законов Ярославской области и постановлений Правительства области). Кроме областных органов власти, для организации и функционирования системы капитального ремонта многоквартирных домов потребуется активное участие и органов местного самоуправления, и управляющих организаций, и ТСЖ, и самих граждан.

   3. Кто будет контролировать расходование собранных на капитальный ремонт средств?

Жилищным кодексом Российской Федерации (далее ЖК, РФ) предусмотрен перечень операций по специальному счету, в том числе зачисление взносов, расчеты за работы по капитальному ремонту и списание денежных средств в счет погашения кредитов и займов, полученных для проведения капитального ремонта. Банк обязан обеспечивать соответствие осуществляемых операций по специальному счету требованиям ЖК РФ. Кроме того, банк, в котором открыт специальный счёт, и владелец специального счета предоставляют по требованию o любого собственника помещения в многоквартирном доме информацию о сумме зачисленных на счет платежей собственников всех помещений в многоквартирном доме, об остатке средств на специальном счете, обо всех операциях по данному специальному счету.

Если же фонд капитального ремонта сформирован на счете регионального оператора, то он по запросу предоставляет сведения о размере начисленных и уплаченных взносов, задолженности, расчетах за проведенный капитальный ремонт собственникам помещений в многоквартирном доме, а также лицу, ответственному за управление этим многоквартирным домом (товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, управляющей организации), и при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицу, уполномоченному представлять интересы собственников помещений в этом многоквартирном доме.

   4. Какие работы относятся к капитальному ремонту. Есть ли минимальный список работ, входящих в капитальный ремонт дома?

В соответствии с ЖК РФ, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:             ,

    1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

     2) ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю;

     3) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

     4) утепление и ремонт фасада;

   5) установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);

     6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации устанавливается перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, но он может быть дополнен другими видами услуг и (или) работ.

В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

К капитальному ремонту здания относится комплекс строительных и организационно-технических мероприятий (работ) по устранению физического и функционального (морального) износа, не предусматривающих       изменения основных технико-экономических показателей здания или сооружения, включающих, в случае необходимости, замену отдельных или всех конструктивных элементов (за исключением несменяемых) и систем инженерного оборудования с их модернизацией. Капитальный  ремонт  не   продлевает срок службы зданий, так как он определяется по наиболее долговечным элементам, не заменяемым при ремонте.

При капитальном ремонте ликвидируется физический (частично) и функциональный (частично или полностью) износ зданий. Капитальный ремонт предусматривает замену одной, нескольких или, всех систем инженерного оборудования, установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа),а также приведение в исправное состояние всех конструктивных элементов дома.

Капитальный ремонт подразделяется на комплексный капитальный ремонт и выборочный.

   а) Комплексный капитальный ремонт - это ремонт с заменой конструктивных элементов и инженерного оборудования и их модернизацией. Он включает работы, охватывающие всё здание в целом или его отдельные секции, при котором возмещается их физический и функциональный износ.

   б) Выборочный капитальный ремонт - это ремонт с полной или частичной заменой отдельных конструктивных элементов зданий и сооружений или оборудования, направленные на полное возмещение их физического и частично функционального износа.

   5. Каков минимальный размер взноса на капитальный ремонт дома?

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта РФ, исходя из занимаемой общей площади помещения в МКД, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен МКД, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем МКД, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного ЖК РФ и нормативным правовым актом субъекта РФ перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД". При оплате взноса на капитальный ремонт меры социальной поддержки гражданам с низким доходом будут предоставляться в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством.

   6. Когда должно быть принято окончательное решение, сколько будет взиматься с квадратного метра на капитальный ремонт МКД?

До 01.07.2013 года.

   7. Из   каких   источников   будет   финансироваться   капитальный ремонт МКД?

Кроме средств фонда капитального ремонта, собственники помещений в многоквартирном доме могут воспользоваться кредитными и заемными ресурсами, а также рассчитывать на меры финансовой поддержки, предоставляемой товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в соответствии с ЖК РФ, управляющим организациям, региональным операторам за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Меры государственной поддержки, муниципальной поддержки капремонта в рамках реализации региональных программ предоставляются независимо от применяемого собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта.

   8. Каков порядок привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме?

В случае формирования фонда капремонта на специальном счете, собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании решают вопрос об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капремонту общего имущества в многоквартирном доме, решение о заключении договора заносится в протокол общего собрания. Вышеуказанные протокол и договор одновременно с актом приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ являются для банка, в котором открыт специальный счет, основаниями для осуществления операций по перечислению средств.

При формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственникам помещений в многоквартирном доме не придется самим искать подрядчиков или кредитоваться, поскольку осуществление функции технического заказчика работ по капремонту общего имущества в многоквартирных домах и финансирование расходов на капремонт в пределах средств фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств из других источников относится к функциям регионального оператора. Порядок привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме будет установлен нормативным актом Ярославской области.

   9. Сколько домов в Ярославской области требуют капитального ремонта?

Несмотря на проведённую в Ярославской области за время действия Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства масштабную работу по ремонту многоквартирных домов, исходя из существующего уровня износа жилищного фонда, площадь многоквартирных домов, требующих капремонта, и не включенных в программы в рамках Федерального закона №185-ФЗ, значительна и составляет  порядка 40 % жилищного фонда области.

   10. Сколько домов капитально отремонтировали в 2011, 2012 годах, сколько планируется отремонтировать в 2013 году?

За период 2011-2012 годов в Ярославской области проведен капитальный ремонт  403 многоквартирных домов, в том числе:

   - в 2011 году - 113 многоквартирных домов. Из них в рамках реализации на территории области Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" - 95 многоквартирных домов и в рамках регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области - 18 многоквартирных домов;

   - в 2012 году - 290 многоквартирных домов. Из них в рамках реализации на территории области Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" - 169 многоквартирных домов и в рамках регионального, фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области - 121 многоквартирный дом.   

   - По предварительным оценкам, исходя из предусматриваемых лимитов финансирования, в 2013 году планируется провести капремонт порядка 300 МКД.

   11. Сколько средств было потрачено на капитальный ремонт в 2011, 2012 годах из разных источников. Сколько запланировано на 2013 год?

Общий объем финансовых ресурсов (за счет всех источников) направленных на проведение капремонта многоквартирных домов  области за период 2011-2012 годов составил - 747,9 млн. рублей, в том числе:

в 2011 году:

• в рамках реализации Федерального закона № 185-ФЗ:

   - за счет средств государственной корпорации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 103 млн. рублей;

   - за счет средств областного бюджета - 29,9 млн. рублей;

   - за счет средств местных бюджетов - 37,2 млн. рублей;

   - за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах  - 10,4 млн. рублей.

• в рамках регионального фонда содействия капремонту многоквартирных домов Ярославской области:

   - за счет средств регионального фонда - 18,5 млн. рублей;

   - за счет средств местных бюджетов - 15,7 млн. рублей;

   - за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах -1,8 млн. рублей.

в 2012 году:

• в рамках реализации Федерального закона № 185-ФЗ:

   - за счет средств государственной корпорации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 210,3 млн. рублей;

   - за счет средств областного бюджета - 83,5 млн. рублей;

   - за счет средств местных бюджетов - 52,4 млн. рублей;

   - за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах  - 24,7 млн. рублей.

• в рамках регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области:

   - за счет средств регионального фонда - 68 млн. рублей;

   - за счет средств местных бюджетов - 80 млн. рублей;   

   - за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах -12,5 млн. рублей.

На 2013 год лимит финансирования, установленный для области государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капремонта многоквартирных домов составляет - 73,7 млн., рублей.

Для обеспечения установленного объема долевого финансирования в консолидированном бюджете области на 2013 год необходимо предусмотреть порядка  83 млн. рублей. Собственниками помещений в МКД должно быть обеспечено софинансирование в объеме 15 процентов от  стоимости работ, что по прогнозным данным составляет порядка 27,7 млн. рублей.

В рамках регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов области на 2013 год предусмотрено 150 млн. рублей. Местными бюджетами должно быть обеспечено софинансирование в объеме 94 млн.рублей. Размер средств  собственников помещений в МКД составляет 43 млн. рублей.

   12. Сколько домов должно капитально ремонтироваться ежегодно, чтобы привести жилищный фонд в порядок?

Для приведения многоквартирных домов в состояние, отвечающее требованиям нормативно-технических документов, ежегодно необходимо ремонтировать порядка 4 - 5 процентов от объема всего многоквартирного жилищного фонда.

   13. Как часто согласно действующим нормативам должен проводиться капитальный ремонт дома?

Примерные усреднённые сроки эксплуатации зданий между текущими ремонтами МКД и капитальными  приведены в приложении 2 к ВСН 58-88(р). Примерные рекомендуемые перечни работ по текущему ремонту приведены в приложении 7 к ВСН 58-88(р) и приложении 7 к "Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного  фонда".

 

 

Беседу вела редактор газеты «Мой Данилов» Татьяна БЕЛОВА. 

 

Капитальный ремонт по новым правилам

Кто будет копить деньги на ремонт красноярских домов

В адрес Общественного движения «Народный контроль в ЖКХ» ежедневно поступает несколько десятков обращений красноярцев о новой схеме накопления средств на капитальный ремонт. Интернет-газета Newslab.ru и активисты движения постарались в данном материале ответить на самые частые вопросы.

 

Итак, 25 декабря 2012 года Госдума приняла поправки в Жилищный кодекс, которые закрепляли принципы новой схемы накопления денег на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.

27 июня 2013 года Законодательное собрание Красноярского края приняло закон, регламентирующий эти взаимоотношения на уровне Красноярского края.

 

Что ждет жителей

Основные изменения коснулись управляющих компаний. Новый закон в одностороннем порядке лишает их возможности распоряжаться средствами, которые собственники перечисляют на капитальный ремонт.

Теперь этими деньгами будут распоряжаться либо сами собственники (индивидуальная система накопления), либо назначенные региональным правительством чиновники (коллективная система накопления). Выбрать, как копить на капитальный ремонт (вместе или по отдельности), предстоит каждому собственнику жилого помещения в многоквартирном доме.

Такое решение должно быть принято на общем собрании собственников и отражено в соответствующем протоколе. И, если собственники приняли решение об индивидуальном накоплении и решили открыть специальный счет на имя регионального оператора (в каждом субъекте РФ создается специализированная некоммерческая организация, которая и собирает средства, а также обеспечивает проведение капитального ремонта многоквартирного дома. В Красноярском крае она пока не появилась), протокол необходимо передать этому оператору.

 

Копим отдельно

Если жители многоквартирного дома приняли решение об индивидуальной форме накопления средств, им необходимо:

1. Провести общее собрание собственников в соответствии с требованиями статьи 45 ЖК РФ. А именно:

1.1. За 10 дней до предполагаемой даты собрания письменно уведомить каждого собственника жилья о грядущем мероприятии.

Уточнение: если собственники в рамках общего собрания не утвердили место для вывешивания уведомлений (например, доска объявлений или подъездная дверь), то Жилищный кодекс оставляет им только две надлежащие формы уведомления: лично под подпись, либо заказным письмом.

1.2. В процессе уведомления каждому собственнику необходимо вручить информационное сообщение (Образец информационного сообщения) в котором в обязательном порядке должны быть:

§  Сведения об организаторе (инициатор/инициативная группа)

§  Форма проведения (очная/заочная)

§  Дата, место, время проведения (в случае очного собрания)

§  Дата окончания приема решений и место передачи (в случае заочного голосования)

§  Повестка дня

§  Порядок ознакомления с информацией и материалами, которые будут представлены на данном собрании + место, где с ними можно ознакомиться

При получении уведомления о собрании каждый собственник должен расписаться в соответствующем реестре (Образец реестра уведомлений).

1.3. В случае проведения очного голосования в назначенные дату, место и время собственники должны явиться с документами, подтверждающими их право собственности, а также документами, удостоверяющими личность. После чего расписаться в реестре, подтверждающем явку (Образец реестра)

1.4. Собрание можно признать состоявшимся, если на нем присутствовало/приняло участие в голосовании более половины собственников.

Пример: если в доме 4000 квадратных метров, признать собрание состоявшимся можно по факту участия/голосования собственников, владеющих 2001 кв.м.

1.5. Если кворум не собрался, собравшиеся принимают решение о проведении голосования в заочной форме и фиксируют в протоколе дату окончания приема решений (образец листа приема решения) и место их передачи. После чего повторяют процесс уведомления собственников (п. 1.1) по второму кругу, с внесенными в информационное сообщение соответствующими изменениями.

Требования к протоколу общего собрания об открытии специального счета:

В обязательном порядке в протоколе решения общего собрания (образец протокола) должны присутствовать решения по 5 вопросам:

1. Размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт. Размер взноса не может быть меньше установленного правительством Красноярского края.

2. Перечень работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества. Перечень работ и услуг не может быть меньше предусмотренного региональной программой капитального ремонта.

3. Сроки проведения капитального ремонта общего имущества. Сроки не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта.

4. Владелец специального счета. Номинальным владельцами спец. счета могут быть:

§  ТСЖ (для домов, находящихся под управлением ТСЖ);

§  ЖСК (для домов, находящихся под управлением кооператива);

§  региональный оператор (для домов, находящихся в непосредственном управлении, а также под управлением управляющих компаний).

Уточнение: если в управлении ТСЖ находится несколько многоквартирных домов (сумма квартир в которых превышает 30), то жителям придется заводить два счета: один спец. счет будет оформлен на ТСЖ, другой на регионального оператора.

5. Кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.

Собственники могут выбрать не любой приглянувшийся им банк. Законодатель ограничил возможность выбора из более 900 банков, действующих на территории РФ, до примерно 30, установив в качестве обязательного требования минимальный размер собственных средств в 20 млрд рублей.

Уточнение: если кредитная организация не выбрана или не соответствует требованиями части 2 статьи 176 ЖК РФ, право выбора кредитной организации передается региональному оператору.

 

Кому выгодно

Выгодно жителям относительно новых домов, жителям домов, где капитальный ремонт был проведен не так давно, а также собственникам, которые являются исправными плательщиками, настроены на самостоятельное планирование своих расходов на капитальный ремонт и максимальный личный контроль за расходуемыми средствами. Финансовой помощи со стороны государства в случае с индивидуальным накоплением не будет.

 

Копим вместе

Второй вариант, который при первом рассмотрении законопроекта в Государственной думе Российской Федерации был единственным: так называемый «общий котел». Собственникам предлагается «встать в очередь» и, ежемесячно перечисляя взнос на капитальный ремонт, ожидать, когда очередь до них дойдет.

Очевидно, что если собственники после публикации региональной программы обнаружат свой дом в первых рядах на капитальный ремонт, имеет смысл задуматься о коллективной форме накопления. В противном случае, если жители не рассчитывают на финансовую помощь ни стороны государства, ни со стороны соседей, им прямая дорога на спец. счет.

В соответствии с буквой закона, жителям также требуется провести общее собрание и утвердить форму накопления, однако, если соответствующее решение принято не будет или региональный оператор не будет уведомлен, решение в пользу «общего котла» за собственников примет муниципалитет.